Человек как усовершенствованное растение
Дадим волю нашей фантазии. Нередко в сновидениях люди обретают истину. Мы иногда, основываясь на законах аналогии, задавали себе вопрос: не является ли человек усовершенствованным растением? Химия учит нас, что выдающиеся вершины притягивают электричество. Таким образом, растения поглощают свет своими заострениями и неровностями, а листья поглощают свет своими ворсинками (пушком). В человеке также имеются всюду заострения и шероховатости: ресницы, волосы, нос, руки, ноги, и этим он сходен с растением. Не содержит ли человек в себе, подобно растению, материальный принцип (начало) сопротивления, подвергающийся улетучиванию в силу того или другого влияния света и предназначенный светиться (испускать лучи) вне себя?
Наконец, дыхание всех трех тел, не аналогично ли оно с кислородом, водородом и азотом, проявляя тем самым повиновение всемирной гармонии тернера, незыблемого закона творения.
Еще другой вопрос: почему растение, вдыхающее кислород днем, выдыхает ночью водород? Быть может, оно имеет, подобно человеку, время, предназначенное сну, в течение которого его благородный возвышенный принцип, его относительный дух становится бездействующим? Растения, печально опускающие свои головки во время бури или расправляющие свои листья только при сиянии солнца, растения, устремляющие в комнатах свои ветви и листья к свету, который, по-видимому, они обожают, растения, чахнущие и умирающие, когда они лишены внешнего воздуха; растения, обнаруживающие симпатии и антипатии; растения мужского и женского пола, стремящиеся, ищущие друг друга и соединяющиеся браком, приносящие плоды и иногда, как, например, дикое фиговое дерево в Калабрии, соединяющиеся до такой степени тесно, что их невозможно разъединить,- разве они не обнаруживают инстинкт и своего рода разумность, связывающую их с человечеством?
Не имеют ли растения звездное и материальное тела так же, как они, подобно нам, несут на себе знаки планет? Тело звездное есть место, соединяющее всю природу, а сам человек разве не принадлежит к природе своим звездным телом?
В природе солнце, испуская лучи, насыщает атмосферу благотворными ароматами, а, проходя над болотами, поднимает из них ядовитые испарения, а между тем это всегда одно и то же солнце. Свет так же всегда одинаково прекрасен, одинаково чист, но в одном месте он приносит здоровье, а в другом - лихорадку.
По нашему мнению, в таком же точно положении находится и дух тела человеческого. Если он позволит опьянить себя испарениями материального тела, он сделается бездеятельным (инертным) - отяжелевшим и словно бы опьяненным.
Тело звездное - одно для всех существ. Один лишь человек, благодаря совершенству своего мозга, имеет кроме того дух, назначение которого - вырабатывать мысль.
Если человек желает вступить в полное соотношение со всей природой, необходимо, чтобы он предварительно усыпил свой дух. Только частью существа своего, общей всем другим существам, он может поставить себя в гармоничное соотношение со всеми другими существами, а инстинкт - это гармония, свойственная всей природе. Вот в силу этого животные и предчувствуют грозу, землетрясения и вообще большие катаклизмы. Уже были приведены сведения о собаках, обладающих способностью видеть привидения, и, пожалуй, в этом нет ничего невероятного. Ведь встречаются же ясновидящие среди низшего класса народа; впрочем, иногда они безусловно идиоты. Так и у людей, страдающих сомнамбулизмом, дух должен быть приведен в состояние сродни опьянению, и только тогда они смогут читать в астральном свете.
Были люди высшего ума, обладавшие возможностью читать свободно в астральном свете, как, например, Парацельс и Аполлоний Тианский, но для этого они прибегали к средству особого рода, заключавшемуся в том, что они пристально и постоянно смотрели только в одну-единственную точку и сосредоточивались только на одной какой-либо идее, задерживая необычайным усилием воли деятельность своего разума по отношению ко всему другому. Другие же, как, например, Гофман и Эдгар По, приводили себя в состояние опьянения посредством вина.
Быть может, дыхание нашего духа сильнее дыхания материального тела?
В этом весь вопрос! В этом наши ангелы добра и зла; в этом наши рай и ад!
Но, во всяком случае, если все три тела дышат ровно, мирно, тогда в одинаковой мере возникают равновесие и гармония, а следовательно, разумность, благоразумие и здоровье!
Всякое излишество, даже в добре, есть беспорядок: таков закон природы человека.
Брамины и отшельники, уничтожающие материальные инстинкты умерщвлением плоти, порывами религиозного рвения, привлекают к себе в изобилии чистый астральный свет, возбуждающий их дух, и впадают в экстаз, доставляющий им ощущения высшего духовного блаженства. Между тем такого рода экстаз ослабляет и вконец истощает тело.
|
|